Сегодня вступает в силу Закон Республики Беларусь «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь»
-t450x450.jpg)
Сегодня вступает в силу Закон Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 33-З «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь» (далее – Закон).
Документ был подготовлен Государственным комитетом по стандартизации при участии Белорусского государственного центра аккредитации (БГЦА) и Национального центра законодательства и правовых исследований.
Основной задачей при его подготовке являлось обновление действующей Национальной системы аккредитации Республики Беларусь (далее – НСА) с учетом интеграционных процессов в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, а также накопленной правоприменительной практики.
Являясь одним из элементов национальной инфраструктуры качества, аккредитация предполагает официальное подтверждение государством в лице органа по аккредитации компетентности юридических лиц в осуществлении деятельности по оценке соответствия техническим требованиям (в качестве органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) и иной аналогичной деятельности, связанной с выполнением работ по оценке соблюдения требований технических регламентов и стандартов, иных технических актов (поверка, калибровка средств измерений, инспекции и др.).
Это способствует обеспечению достоверных и обоснованных результатов работ и доверию к ним производителей и потребителей. На основании данных результатов принимается решение о безопасности и качестве продукции, услуг и их допуске на рынок.
Аккредитация также является инструментом для устранения технических барьеров в торговле и содействия экспорту продукции.
В Беларуси до настоящего времени вопросы аккредитации были комплексно урегулированы только для целей оценки соответствия техническим требованиям в рамках Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».
Вместе с тем накопленная за прошедшее время правоприменительная практика обусловила необходимость разработки и принятия отдельного закона в сфере аккредитации. Прежде всего потому, что в стране получили развитие измерительные, поверочные и калибровочные лаборатории, инспекционные органы, производители стандартных образцов, провайдеры проверки квалификации, которые также проходят аккредитацию.
В целом, Закон сохраняет установившиеся подходы к проведению аккредитации, одновременно детализируя их в целях исключения разночтений на подзаконном уровне и расширяя состав субъектов, которые могут быть аккредитованы в соответствии с правилами аккредитации в НСА.
Законом устанавливаются права и обязанности всех участников НСА, включая экспертов по аккредитации, технических экспертов по аккредитации, заявителей на аккредитацию, аккредитованных субъектов.
Вводится новый участник НСА – комиссия по апелляциям. Данная норма направлена на соблюдение органом по аккредитации принципа беспристрастности, прозрачности принятия решений в интересах заявителей на аккредитацию (аккредитованных субъектов).
Закон вводит новые термины и их определения, например, такие как «гибкая область аккредитации», «цикл аккредитации», «знак НСА» и др.
Так, в понятие «гибкой области аккредитации» закладывается возможность внесения изменений в описание области аккредитации самим аккредитованным субъектом при наличии такой необходимости. Порядок внесения изменений в описание области аккредитации детализируется в Правилах аккредитации.
Законом установлен ряд новшеств, таких как обмен документами в ходе аккредитации (подача заявки с комплектом документом, обмен отчетными документами по результатам экспертизы комплекта документов и оценки) посредством Единой информационной системы в сфере аккредитации (ЕИС).
Расширен перечень оснований для отклонения заявки и закреплено право заявителя на аккредитацию (аккредитованного субъекта) обжаловать такое решение, как и отозвать заявку на аккредитацию.
Устанавливается возможность проведения удаленной оценки, а также порядок проведения внеплановой оценки компетентности.
Исключена возможность сокращения области аккредитации по инициативе аккредитованного субъекта в случае приостановления области аккредитации данного субъекта до устранения выявленных несоответствий. Также решение об отмене аккредитации принимается в случае наличия не менее трех решений о приостановлении аккредитации, принятых в течение одного года. Данные меры направлены на борьбу с недобросовестными субъектами хозяйствования и обеспечение защиты рынка от небезопасной продукции, повышение ответственности за достоверные результаты своей деятельности.
С целью цифровизации Законом предусмотрен переход к реестровой модели подтверждения аккредитации и отказ от «бумажного» аттестата аккредитации. Определен правовой статус реестра НСА в качестве официального и общедоступного источника информации о результатах работ по аккредитации и аккредитованных субъектах. Ресурс включает реестр аккредитованных субъектов, реестр экспертов по аккредитации, реестр технических экспертов по аккредитации.
Подтверждением аккредитации будет выступать внесение сведений в реестр НСА. Вместе с тем при желании (по заявлению) аккредитованный субъект может получить выписку из реестра НСА в виде аттестата аккредитации.
Нормы Закона направлены на гармонизацию правил аккредитации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств – членов ЕАЭС. Это создает условия для признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на международном уровне.
Аттестаты аккредитации, выданные до вступления в силу закона, сохраняют свое действие в пределах сроков, на которые они выданы.
С целью имплементации норм Закона были разработаны и утверждены новые и внесены изменения более чем в 50 действующих нормативных правовых актов.
Скорректированы законы Республики Беларусь «Об основах административных процедур», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», «Об обеспечении единства измерений».
Подготовлен проект изменений в Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении».
Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2025 г. №468 «О реализации Закона Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 33-З «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь».
Также разработано более пяти нормативных правовых актов второго уровня.
Кроме этого, проводились совещания, конференции, семинары. Например, один из них состоялся 16 октября на площадке образовательного центра «Академия качества» БелГИСС. В качестве спикеров на нем выступили первый заместитель председателя Госстандарта Александр Бурак, начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта Ольга Бобко, специалисты БелГИСС. Участие в семинаре приняли более 30 представителей аккредитованных субъектов.