C 24 апреля 2020 г. субъекты хозяйствования при реализации в Беларуси синтетических моющих средств для стирки должны иметь на них декларации о соответствии
Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 706 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларуси от 21 октября 2016 г. № 849» (далее – постановление № 706).
Декларированию соответствия подлежат средства моющие синтетические для стирки: порошкообразные, гранулированные, агломерированные, формованные (таблетки, блоки и др.), пастообразные, жидкие (в том числе загущенные, включая гели) как отечественного, так и импортного производства.
Эти средства должны соответствовать требованиям ГОСТ 32479-2013 «Средства для стирки. Общие технические условия» по показателям пенообразующей и моющей способностей. Данные показатели являются важнейшими потребительскими характеристиками, которые влияют как на эффективность стирки, так и на безопасность для потребителя и сохранность его имущества, прежде всего стиральных машин.
Почему вводится декларирование соответствия?
Данная мера применяется в связи с тем, что на рынке республики в последнее время отмечается присутствие синтетических моющих средств для стирки, которые не соответствуют установленным в стандарте показателям. Об этом, например, свидетельствовали результаты выборочных испытаний, инициированных одним из отечественных холдингов в 2019 г. У большинства закупленных им в торговой сети г. Минска образцов стиральных порошков моющая способность составила от 26,5 % до 73,2 % вместо не менее 85 %.
По информации одной из испытательных лабораторий, из 47 испытаний стиральных порошков, проведенных в 2019 г. по показателю «моющая способность», 29 (более 60 %) имели отрицательные результаты.
Кроме того, следует отметить, что обязательное подтверждение соответствия синтетических моющих средств действует в наших странах – партнерах по ЕАЭС: России и Казахстане. Т. е. при поставке своей продукции на их рынки отечественные производители должны иметь соответствующие документы.
В нашей стране таких обязательных требований не было установлено, что стало предпосылкой к недобросовестной конкуренции, появлению на отечественном рынке продукции с низкими потребительскими свойствами и, соответственно, введению потребителей в заблуждение.
Стоит также сказать, что синтетические моющие средства включены в Единый перечень продукции, к которой устанавливаются единые обязательные требования в рамках Таможенного союза. Однако технический регламент «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» в ЕАЭС разработан, но пока не принят. Это позволяет странам устанавливать обязательные требования по подтверждению соответствия на национальном уровне, которые при принятии единого технического регламента должны быть отменены.
Поэтому с учетом норм Договора о ЕАЭС, национального законодательства по принятию оперативных мер государственного регулирования в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, относительно ее назначения, качества и безопасности в Беларуси вводится декларирование соответствия синтетических моющих средств для стирки.
Что такое декларирование соответствия?
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции установленным на нее требованиям. Данная процедура проводится изготовителем или уполномоченным изготовителем лицом либо продавцом (поставщиком), которые выпускают и реализуют продукцию. На основании доказательственных материалов, которыми выступают протоколы испытаний, они принимают декларацию о соответствии продукции и несут ответственность за ее безопасность и качество. Документ должен быть зарегистрирован в аккредитованном органе по сертификации.
В настоящее время в Беларуси аккредитовано восемь органов по сертификации и три лаборатории.
В зависимости от применяемой схемы декларирования соответствия испытания могут также проводиться и в других лабораториях, независимо от наличия аккредитации. Протоколы испытаний могут применяться в течение двух лет, если в продукцию не вносились изменения, влияющие на ее свойства.
В настоящее время с учетом принятых временных мер комплект документов для регистрации декларации в орган по сертификации следует направлять в электронном виде с последующей их отправкой по почте.
Каким требованиям ГОСТ 32479-2013 должны соответствовать моющие средства для стирки?
Пенообразующая способность влияет не только на эффективность стирки, но и на безопасность для потребителя. Избыток пены при стирке в машине может пойти в лоток для засыпания порошка и даже выйти наружу через отверстия в барабане, из-за чего может случиться короткое замыкание. Избыточная пена также требует интенсивного полоскания, что влечет дополнительные затраты ресурсов. Отсутствие пены не снижает качества многих синтетических моющих средств.
Пенообразующая способность устанавливается для средств с нормируемым пенообразованием для стиральных машин с фронтальной загрузкой (кроме средств для стирки шерсти и деликатных тканей) и характеризуется высотой столба пены (не более 180 мм) или максимальной высотой пены (% шкалы, не более 90).
Моющая способность также относится к числу наиболее важных свойств и определяет способность моющего вещества восстановить чистоту и белизну загрязненной поверхности. Стандарт устанавливает следующие показатели: не менее 85 % – для порошкообразных, гранулированных, агломерированных и формованных средств, не менее 80 % – для пастообразных средств и не менее 60 % – для жидких средств (в т.ч. загущенных).
Каковы сроки и стоимость работ по декларированию соответствия?
Стоимость регистрации декларации о соответствии в органе по сертификации ориентировочно составляет от 90 до 180 руб. в зависимости от того, это партия продукции или ее серийный выпуск. Процедура осуществляется в течение не более 5 дней.
Испытания по двум показателям одновременно стоят около 200 рублей и на их проведение понадобится 3 – 5 дней.
В аккредитованных испытательных лабораториях в настоящее время работы проводятся в штатном режиме.
Декларация на серийно выпускаемую продукцию регистрируется на пять лет, на партию продукции – на время ее срока годности.
Есть ли возможность альтернативного применения других деклараций о соответствии?
В 2011 г. в рамках Таможенного союза был принят Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме. Он предусматривает возможность субъекта хозяйствования по своему желанию провести декларирование соответствия синтетических моющих средств требованиям ГОСТ 32479-2013 и зарегистрировать декларацию о соответствии по единой форме. Наличие такого документа предоставляет право поставлять продукцию в страны – члены ЕАЭС без дополнительных процедур. Этой возможностью субъекты хозяйствования пользуются. Например, в национальной части Единого реестра выданных сертификатов и зарегистрированных деклараций о соответствии содержатся около 30 таких деклараций. В таком случае, декларации о соответствии, предусмотренные постановлением № 706, не нужны.
Что будет с продукцией, которая изготовлена в Беларуси или ввезена на ее территорию до 24 апреля 2020 г.?
Такая продукция будет реализовываться без деклараций о соответствии ГОСТ 32479-2013 до истечения своего срока годности.