Подготовлен проект государственного стандарта на системы бережливого менеджмента

Проект государственного стандарта Республики Беларусь «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению» подготовлен и в настоящее время вынесен на публичное рассмотрение.
Данная работа предусмотрена Дорожной картой мероприятий по внедрению принципов бережливого производства. Документ утвержден Госстандартом совместно Министерством экономики. Он также включает разработку системы оценки результативности внедрения бережливого производства, расширение образовательных программ и др. Мероприятия направлены на то, чтобы принципы бережливого производства поэтапно стали обязательными для всех государственных предприятий. Пилотный перечень организаций-первопроходцев планируется определить к маю 2025 г. Одновременно прорабатываются и преимущества, получаемые предприятием от соответствующей сертификации, в том числе при оказании государственной поддержки.
В помощь организациям, ставшим на путь бережливого производства, Госстандартом разработаны «Методические рекомендации по типовой методологии бережливого менеджмента». Издание поможет изучить философию бережливости, перестроить культуру организации на ее основе и встроить принципы бережливого менеджмента в практику организаций. Методические рекомендации предназначены для применения организациями всех отраслей экономики и форм собственности.
Серьезной мотивацией к внедрению данных систем и способом поощрения на государственном уровне тех организаций, которые добились в этом направлении наибольших результатов, стало учреждение новой специальной награды «Бережливый подход» в рамках конкурса на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Ее обладателями могут стать лауреаты этого конкурса, начиная уже с 2025 г.
Награда присваивается за внедрение инструментов бережливого производства, в том числе оптимизацию процессов, снижение отходов или использование ресурсов, снижение числа дефектных изделий и рост удовлетворенности потребителей, повышение квалификации сотрудников и их вовлеченности в процесс постоянных улучшений.
Таким образом, перечень специальных наград, присуждаемых в рамках премии («Лидерство», «Совершенство менеджмента», «Социальная ответственность») расширяется.